Посвящается Николаю Рериху,

белый стих которого вдохновил эту работу.

Полина Татьяна

 

Песнь шестая

 

Учитель сказал:

 

Долг свой исполняй деятельно, бесстрастно, бескорыстно – вот саниязин, вот йогин! – не без Огня, не без обрядов. [1]

 

Знай, о, потомок Панда, Йога есть самоотречение: воля, не воображение суть Йоги. [2]

 

Действие для мудреца – средство слияния, дарующее ясность. [3]

 

Непривязанность есть средство единения. [4]

 

Да, будь восхищен Духом от отчаяния, воистину! И враг, и друг – твое я. [5]

 

Дух горний – неприятелю враждебность, но поднимись над ним. [6]

 

Ведь Я твое – неизменяем ни в жар ни в холод, ни в унынье ни среди радости, ни без почета ни в бесчестьи. [7]

 

Лишь тот йогин, в ком мудрость, знанье – непоколебимо, обуздан кто, в ком соль земли, и камень драгий, а он – все золото, одно и то же. [8]

 

Он беспристрастен, взирая на Любовь и равнодушье друзей, врагов, родных, чужих и близких, на праведных и ложных. [9]

 

Асана Йоги – уединение, смиренье мысли вожделенья, в надежде свободиться, [10]

 

Устроив в чистом месте сиденье крепкое из черной кожи антилопы и куша-травы, не низко положив их друг на друга, [11]

 

Сосредоточив ум свой, обуздав мысль, внешних чувств не исповедай и очищай себя. [12]

 

Осанна сосредоточенья, не видя ничего вокруг, на тело в Асане нисходит, [13]

 

Брахмачария обет лишь успокоит бесстрашного, идущего ко Мне во полноте Любви, [14]

 

Блаженство высочайшее достигнув слияньем Йоги, пребывает в кромешной тьме. [15]

 

Воистину, Йога – не для того, кто слишком много ест, совсем не ест или не пьет, кто долго спит – достойно бодрствовать, Арджуна! [16]

 

Страданье у того, кто водворил порядок, уничтожается, [17]

 

В Гармонию он приведен, и мысль осёдлана сосредоточеньем на Высшем Я, [18]

 

Светильнику подобен тот йогин, в ком Пламя полыхает, не колышась. [19]

 

Смиряя ум сосредоточеньем на Высшем Я, находит в этом удовлетворение, [20]

 

А Разум выше чувств для человека – Обитель Радости, Реальность, [21]

 

Йогин, достигнув тех Пределов, представить лучшего не может, не потрясет его и горе даже тяжкое, [22]

 

Связь расторгнута со скорбью, именуется Йогой – отдайся ей решительно, [23]

 

Оставив все желанья – воображенье обуздав, смирив все чувства разумом, [24]

 

Стоически достигнув Обители Блаженных, да изгони иные мысли! [25]

 

Ум тревожный, рассеянный, непостоянный  ты обуздай всей силой Агни. [26]

 

Брахман безгрешный явится без страсти, ум успокоив в радости. [27]

 

Брама в блаженстве беспредельном, в Гармонии, безгрешный – тот Йог. [28]

 

Едино лоно Высшее, в гармонию все сущее объяв – и это Йога! [29]

 

Меня узрев – он видит все вокруг, его Я не покину. Не покидай и ты! [30]

 

Кто утвердившись в единении, подобострастен, не смотря на пытку, лишь тот живет во Мне. [31]

 

Единое подобие всего увидеть за пределами иллюзий способен Йог, и он лишь совершенен, о, Арджуна!

 

Арджуна молвил:

 

О, Мадхусудана, лишь равновесие достигнутое Йогой не потревожит беспокойности ума. [33]

 

О, Кришна, ум мой беспокойный, как трудно сдерживаемый ветр, как поток бурлящий, неистовый, упорный. [34]

 

Благословенный молвил:

 

Ум беспокоен твой, но сдерживать его лишь постоянством бесстрастия возможно. [35]

 

Не овладевши личным, Йоги достичь не думай, энергией труда достигнешь Йоги в подобострастии безличном, направив  ум умело. [36]

 

Сказал Арджуна:

 

Кто покорил себя, кто веру подытожил, чей ум возвышен, соединив Начала, пойдет ли он, о, Кришна, за тобою? [37]

 

Но сбившись, уклоненный от путей возвышенных, не будет ли подобен он лишь облаку, разорванному в клочья, твоим могуществом? [38]

 

О, Кришна! Рассей сомнений бурю, лишь Ты один способен сделать это! [39]

 

Изрёк Благословенный:

 

О, Притхи-сын! Ни здесь, ни в мире ныне – уничтоженья нет, желавший поступить неправедно, не вступит на Путь, любимый мною.  [40]

 

Оставив Йогу - путь благословенных, достигнув результата – сбора зёрен, родится вновь в семье отшельника. [41]

 

Но может достигнуть и семью мудреца, хотя весьма и трудно. [42]

 

Он снова начнет стремиться к совершенству, о, радость Кауравов, ступень, что в предыдущей жизни смог достигнуть, он снова обретает. [43]

 

Стезею жизни предыдущей так устремившись непреодолимо, лишь пожелав постигнуть Йогу, он за пределы Вед переступает. [44]

 

Верховной цели достиженья лишь устремленный неустанно сквозь череду реинкарнаций, греховный прах свой отряхнув, [45]

 

Превыше аскетизма, дар Мудрецов наследуя, превыше действия, и ты таким стань Йогом, о, Арджуна! [46]

 

Так поклоняйся ж Мне ты с верой, пребудь со Мной, ведь Йога – в этом, она превыше всех учений. [47]

 

Упанишады достоверно так славословят благо Гиты предвечною наукой Йоги, беседой между Бхагаваном Кришной и Арджуной, именуемой

 

  Йога самообуздания


 

1. Панду – один из родоначальников династии Куру, потомки которого, в том числе, и ученик великого учителя Шри Кришны – Арджуна, воевали друг против друга на поле Курукшетра – в великой битве за Свет и Правду.

2. Мадхусудана – победитель дьявола.

 

Дата публикации 25 сентября 2012