Бхагавад Гита - Песня Господня
Посвящается Николаю Рериху,
белый стих которого вдохновил эту работу.
Полина Татьяна
Песнь шестая
Учитель сказал:
Долг свой исполняй деятельно, бесстрастно, бескорыстно – вот саниязин, вот йогин! – не без Огня, не без обрядов. [1]
Знай, о, потомок Панда, Йога есть самоотречение: воля, не воображение суть Йоги. [2]
Действие для мудреца – средство слияния, дарующее ясность. [3]
Непривязанность есть средство единения. [4]
Да, будь восхищен Духом от отчаяния, воистину! И враг, и друг – твое я. [5]
Дух горний – неприятелю враждебность, но поднимись над ним. [6]
Ведь Я твое – неизменяем ни в жар ни в холод, ни в унынье ни среди радости, ни без почета ни в бесчестьи. [7]
Лишь тот йогин, в ком мудрость, знанье – непоколебимо, обуздан кто, в ком соль земли, и камень драгий, а он – все золото, одно и то же. [8]
Он беспристрастен, взирая на Любовь и равнодушье друзей, врагов, родных, чужих и близких, на праведных и ложных. [9]
Асана Йоги – уединение, смиренье мысли вожделенья, в надежде свободиться, [10]
Устроив в чистом месте сиденье крепкое из черной кожи антилопы и куша-травы, не низко положив их друг на друга, [11]
Сосредоточив ум свой, обуздав мысль, внешних чувств не исповедай и очищай себя. [12]
Осанна сосредоточенья, не видя ничего вокруг, на тело в Асане нисходит, [13]
Брахмачария обет лишь успокоит бесстрашного, идущего ко Мне во полноте Любви, [14]
Блаженство высочайшее достигнув слияньем Йоги, пребывает в кромешной тьме. [15]
Воистину, Йога – не для того, кто слишком много ест, совсем не ест или не пьет, кто долго спит – достойно бодрствовать, Арджуна! [16]
Страданье у того, кто водворил порядок, уничтожается, [17]
В Гармонию он приведен, и мысль осёдлана сосредоточеньем на Высшем Я, [18]
Светильнику подобен тот йогин, в ком Пламя полыхает, не колышась. [19]
Смиряя ум сосредоточеньем на Высшем Я, находит в этом удовлетворение, [20]
А Разум выше чувств для человека – Обитель Радости, Реальность, [21]
Йогин, достигнув тех Пределов, представить лучшего не может, не потрясет его и горе даже тяжкое, [22]
Связь расторгнута со скорбью, именуется Йогой – отдайся ей решительно, [23]
Оставив все желанья – воображенье обуздав, смирив все чувства разумом, [24]
Стоически достигнув Обители Блаженных, да изгони иные мысли! [25]
Ум тревожный, рассеянный, непостоянный ты обуздай всей силой Агни. [26]
Брахман безгрешный явится без страсти, ум успокоив в радости. [27]
Брама в блаженстве беспредельном, в Гармонии, безгрешный – тот Йог. [28]
Едино лоно Высшее, в гармонию все сущее объяв – и это Йога! [29]
Меня узрев – он видит все вокруг, его Я не покину. Не покидай и ты! [30]
Кто утвердившись в единении, подобострастен, не смотря на пытку, лишь тот живет во Мне. [31]
Единое подобие всего увидеть за пределами иллюзий способен Йог, и он лишь совершенен, о, Арджуна!
Арджуна молвил:
О, Мадхусудана, лишь равновесие достигнутое Йогой не потревожит беспокойности ума. [33]
О, Кришна, ум мой беспокойный, как трудно сдерживаемый ветр, как поток бурлящий, неистовый, упорный. [34]
Благословенный молвил:
Ум беспокоен твой, но сдерживать его лишь постоянством бесстрастия возможно. [35]
Не овладевши личным, Йоги достичь не думай, энергией труда достигнешь Йоги в подобострастии безличном, направив ум умело. [36]
Сказал Арджуна:
Кто покорил себя, кто веру подытожил, чей ум возвышен, соединив Начала, пойдет ли он, о, Кришна, за тобою? [37]
Но сбившись, уклоненный от путей возвышенных, не будет ли подобен он лишь облаку, разорванному в клочья, твоим могуществом? [38]
О, Кришна! Рассей сомнений бурю, лишь Ты один способен сделать это! [39]
Изрёк Благословенный:
О, Притхи-сын! Ни здесь, ни в мире ныне – уничтоженья нет, желавший поступить неправедно, не вступит на Путь, любимый мною. [40]
Оставив Йогу - путь благословенных, достигнув результата – сбора зёрен, родится вновь в семье отшельника. [41]
Но может достигнуть и семью мудреца, хотя весьма и трудно. [42]
Он снова начнет стремиться к совершенству, о, радость Кауравов, ступень, что в предыдущей жизни смог достигнуть, он снова обретает. [43]
Стезею жизни предыдущей так устремившись непреодолимо, лишь пожелав постигнуть Йогу, он за пределы Вед переступает. [44]
Верховной цели достиженья лишь устремленный неустанно сквозь череду реинкарнаций, греховный прах свой отряхнув, [45]
Превыше аскетизма, дар Мудрецов наследуя, превыше действия, и ты таким стань Йогом, о, Арджуна! [46]
Так поклоняйся ж Мне ты с верой, пребудь со Мной, ведь Йога – в этом, она превыше всех учений. [47]
Упанишады достоверно так славословят благо Гиты предвечною наукой Йоги, беседой между Бхагаваном Кришной и Арджуной, именуемой
Йога самообуздания
1. Панду – один из родоначальников династии Куру, потомки которого, в том числе, и ученик великого учителя Шри Кришны – Арджуна, воевали друг против друга на поле Курукшетра – в великой битве за Свет и Правду.
2. Мадхусудана – победитель дьявола.
Дата публикации 25 сентября 2012
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.