Пранаяма означает искусство управление Праной.
Прана - это, дословно, означает дыхание, а яма - смерть.
Искусство управления Праной достигается через смерть дыхания.
Ха-Тха - вдох и выдох - это ритм Жизни, циркулирующей как Прана.

Свами Вивекананда, просвещенный служитель Общего Блага, йог и ведантист, живший в Индии в конце XIX века и объездивший полмира с проповедями индусского миросозерцания, говорил на своих лекциях в Нью-Йорке: «Пранаяма не занимается, как многие думают, дыханием; дыхание на самом деле имеет весьма мало отношения к ней, чтобы не сказать никакого. Дыхание есть только одно из многих упражнений, посредством которых мы достигаем действительной Пранаямы».

Чтобы понять эту аксиому индусского йогического пути, надо понять, что такое Прана. Прана — это жизненный поток, флюиды энергии, и трактовать его как «дыхание» будет не всегда полно и понятно для непосвященных слушателей.

Прана — это одно из центральных понятий йоги и индийской медицины. Слово «Прана» имеет свои аналогии в китайском языке — это «Ки», «Чи» или «Цы». В самой Индии «Прана» иногда интерпретируется как «Агни». А в русском варианте оно переводится как психическая, или всеначальная энергия.

«Нередко происходят заблуждения о названиях энергий. Люди не могут понять, почему всеначальная энергия называется разными именами. Но могут быть названия, данные разными народами. Кроме того, уявление различных видов ее наделено многими определительными. Нельзя установить одно наименование для проявлений столь разнообразных. Можно в истории человечества видеть, как внимательно люди улавливали тончайшие оттенки той же энергии» — Агни Йога, Братство, 330.

Прана — это энергия, сила или совокупность сил. Прана происходит от жертвенной деятельности. Именно сила, которая от жертвенной деятельности происходит, именуется Праной. Прана — это сублимация электричества в Природе. Деятельность сил Огня высекает жертвенное Пламя, а его деятельность, в свою очередь, рождает Прану — Озон Пространства. Прана — это флюиды психической энергии, всеначальной энергии, которой живет мироздание.

Действительно, прана как энергия находиться в постоянном движении. Под праной подразумевается совокупность энергий, существующих во Вселенной. Это также некоторая суммарная энергия, дающая людям жизнь.

Проявление этой энергии можно наблюдать и контролировать через дыхание. Но могли бы Вы объяснить, что такое дыхание? Насколько глубоко это движение живого вещества — понимается далеко не всегда. Хотя Пранаяма в смысле дыхательной практики нередко трактуется как «смерть дыхания», ведь Яма в индусском пантеоне это бог смерти, посвященными же йогами Пранаяма понимается как контроль ментального дыхания, а не внешнего диафрагмального вдоха-выдоха. Дыхание можно понять как пульс жизни: это рождение и смерть, а также периоды деятельности Вселенной, ритм дня и ночи, смена времен года и т.д. И все это в индусской метафизике переводится как жизненное дыхание.

Пранаяма, или управление Праной, это есть управление всеначальной энергией, которая напитывает мироздание. О психической энергии мы находим множество параграфов в Агни Йоге, помогающих понять все глубокое ее значение.

Психическая энергия присуща каждому живому организму. Это индивидуальная энергия каждого живого существа, но которая имеет, в то же время, общую всем этим существам сопричастность, ибо мир — это Единство, которое дифференцировалось на многие начала и составляющие. Психическая энергия — это всеначальная энергия, но которая обладает присущему каждому живому существу и даже предмету особенностями.

Контролировать эту энергию через внешний диафрагмальный вдох-выдох, не применяя дисциплины характера, чтобы овладеть ментальным дыханием, это все равно, что класть в бурный поток хрупкую дощечку, желая устроить в реке плотину. В лучшем случае — Вы просто не будете иметь эффекта от этих занятий, а в худшем — собьете ритм эндокринной системы и приобретете массу заболеваний, из которых заболевание психическим расстройством не последнее серьезное бедствие.

Как посвященные йоги занимаются Пранаямой? Во-первых, они не форсируют этот процесс, а прежде занимаются дисциплиной характера, которая в йоге аналогична ступени Нияма. Овладеть этой второй ступенью Классической йоги не так легко, как думают многие. Не один год и даже не одна жизнь может пройти в овладении этой дисциплиной. Но без прочного усвоения Ниямы нельзя начинать глубоко изучать последующие ступени, ибо это грозит болезнями потому, что в действие вступают сильнейшие энергии. Может ли похвастаться современный горожанин своей безупречной нравственностью, которая требует от неофита системы йоги ступень Нияма?

Без овладения эмоциями и чувствами, очищения нравственного и укрепления характера и воли нельзя в полной мере овладеть Пранаямой, т.е. ментальным дыханием. И если Вам будут говорить, что дыхательные практики помогут Вам в освоении этой дисциплиной, не верьте. Одну лишь пранаяму допускают Махатмы, Великие Знающие, Мудрецы в современную эпоху развития человека и при современных особенностях цивилизации — это прогулки по свежему воздуху утром, на восходе солнца, без дыма. При этом утренние прогулки могут сопровождаться следующим упражнением.

Вдохните глубоко через нос, слегка прикрыв глаза и представляя, как Вы вдыхаете солнечную энергию. Выдыхая через полуоткрытый рот, представляйте, как Вы выдыхаете сожженный Ур. Выдохнув, задержите дыхание и представьте, как эта аккумулированная Вами энергия направляется в то место, где у Вас есть какие-либо проблемы со здоровьем. Выполнять это упражнение следует не более 5 минут.

Еще для очищения дыхания по утрам и вечерам, наряду с зарядкой можно выполнять следующее не сложное упражнение, которое советует Свами Вивекананда в своей лекции Раджа Йога. Управление психической Праной.

«Нервные токи проходят по всему телу, принося энергию и жизнеспособность каждому мускулу, но мы не чувствуем их. Йога говорит, что мы можем научиться этому. <…>

Итак, мы пришли к упражнениям в Пранаяме. Сядьте прямо, держа корпус вертикально. Спинной мозг хотя и находится внутри позвоночного столба, но не касается его. Если вы сидите согнувшись, вы стесняете ваш спинной мозг; дайте ему свободу. Всякий раз, как, сидя согнувшись, вы станете размышлять, вы причините себе вред. Три части тела должны всегда держаться прямо на одной линии: грудь, шея и голова. Вы увидите, что после небольшого упражнения это станет для вас таким же естественным, как дышать. Второе — это достигнуть управления нервами. Мы видели, что нервный центр, который управляет органами дыхания, отчасти управляет другими нервами, поэтому равномерное дыхание и необходимо. Дыхание, которым мы обыкновенно пользуемся, совсем не должно бы заслуживать названия дыхания: оно очень неправильно. <…>

Первый урок заключается в том, чтоб дышать, равномерно вдыхая и выдыхая. Это сделает гармоничной всю систему. После такого упражнения в течение некоторого времени, полезно присоединять к нему повторение слова «Ом» или какого-нибудь другого священного слова, произнося это слово равномерно и гармонично, как при вдыхании, так и при выдыхании; вы увидите при этом, что все тело станет гармоничным. Тогда вы узнаете, что такое отдых. Сон сравнительно совсем не отдых. Раз этот отдых наступит, наиболее утомленные нервы успокоятся, и вы увидите, что раньше вы на самом деле никогда не отдыхали.

Первым результатом этого упражнения будет изменение лица, резкие линии исчезнут; вместе со спокойными мыслями явится спокойное выражение лица. Вслед за тем голос станет прекрасным. Я никогда не видел ни одного йога с хриплым голосом. Эти признаки явятся после немногих месяцев упражнения. <…> Легчайший способ будет такой: закройте правую ноздрю большим пальцем и медленно втягивайте воздух через левую; затем закройте обе ноздри большим и указательным пальцами и вообразите, что вы посылаете ток вниз и ударяете им по основанию Шушумны; после этого отнимите большой палец и выпускайте воздух через правую ноздрю. Затем вдыхайте медленно через эту ноздрю, держа другую закрытой указательным пальцем, потом закройте обе как раньше.<…> Вам полезно начать с четырех секунд и медленно увеличивать продолжительность каждого приема. Втягивайте воздух в течение четырех секунд, удерживайте его в легких 16 секунд, потом выдыхайте в течение 8-ми секунд. Это составит одну Пранаяму. <…> Затем опять медленно втягивайте воздух, потом тотчас медленно выдыхайте, а затем задержите дыхание, употребляя на каждый прием то же время, как в предыдущей Пранаяме. Единственная разница здесь будет в том, что в первом случае, при задержке дыхания, легкие были наполнены воздухом, а во втором освобождены от него.

<…> В дыхании, при котором вы задерживаете воздух в легких, не следует упражняться слишком много. Делайте это только четыре раза утром и четыре раза вечером. Потом вы можете постепенно увеличивать продолжительность каждого приема и число Пранаямы. Вы увидите, что в состоянии исполнять эти упражнения и что они доставляют вам удовольствие. Когда вы почувствуете, что в состоянии увеличить время и число упражнений, увеличивайте их осторожно и осмотрительно до 6 вместо 4. При нерегулярности упражнений они могут повредить вам.

Из трех процессов, — очищения нервов, удержания дыхания при наполненных легких и удержания дыхания при опорожненных легких, — первый и последний не трудны и не опасны. Чем больше вы будете упражняться в первом, тем станете спокойнее. Думайте только об «Ом» и вы приобретете способность упражняться, даже сидя за работой, которая при этом пойдет еще успешнее.

Дата публикации 16 июня 2009