Вредные привычки — бич современного общества. Вред, наносимый ими, терпят не только социальные институты, с которыми работает правительство, но и семья, и сам человек.

Йога как начало и путь — здоровый образ жизни, практика укрепления характера и силы воли, борьба с невзгодами и испытание для народа, эта самая Йога имеет действенные средства борьбы с вредными привычками.

Чтобы начать разговор о достижениях, приходящих на пути Йоги — практическом, а не только философском, следует ответить на вопрос: что такое вредная привычка?

С точки зрения психологии, вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное для общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.

Если рассматривать вредную привычку с точки зрения оккультизма и Агни Йоги, то это — энергетическое облако дурных мыслей то и дело терзающее «неразумного» человека, который рядом действий позволил этому эгрегору взять власть над собой.

Вредную привычку можно отличить по ее автоматизму и неполезности или нецелесообразности действия. Если автоматически повторяющееся действие несет вред делу или общественному спокойствию и благополучию, здоровью окружающих и самого этого человека, то мы можем назвать такое действие вредной привычкой.

Вредные привычки иногда настолько вкореняются, что это приобретает размеры одержания. В этом случае человеку становится трудно сопротивляться вредному влиянию окружающих и толпы. Так человек постепенно скатывается до отбросов общества.

Вредную привычку легче лечить, когда она не столь глубоко вкоренилась — ребенку легко указать и поддержать его духовно и морально-нравственно, чтобы навсегда внушить ему отвращение ко греху. Но надо не пропустить момент, когда помощь духовная бывает настоятельно нужна — лечить болезнь поздно, когда она запущена и грозит духовной смертью!

Каковы морально-нравственные устои современного общества? Но по России видно, что народ не погиб, а ищет и укрепляется, взыскуя практического подвига жизни.

О привычках говорить не стоит, как советует нам Агни Йога, с ними надо бороться, выходя за рамки обыденности к оригинальному и неповторимому опыту жизни, когда привычки уже не властвуют над судьбой, но укрепляют характер положительными качествами и наработками.

Вредные привычки бывают, мягко говоря, неполезны или даже, скажем, прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под кабалу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие, туманя его сознание и внося в жизнь серую паутину обывательства и скуки. Привычное действие — это и есть привычка. Но для йогина жизнь необычна и сам он является натурой свежей и поражающей воображение своими необыкновенными способностями и талантами.

Если внимательно посмотреть, то с одной стороны, бывают хорошие манеры и нужные навыки, которые закрепляются неустанным повторением, как урок в школе (иногда мы это называем полезными привычками), а с другой стороны, бывают вредные, или дурные привычки.

Что можно назвать полезными привычками? Например, мы можем назвать такие, как делать зарядку по утрам, мыть руки перед едой, убирать за собой все вещи на место, чистить каждый день зубы и т.п. — полезных навыков масса, и чем больше дисциплины в упорном усилии утвердить полезное качество в себе, тем человек становится духовно богаче и выше.

И, всё-таки, что мы могли бы назвать вредными привычками?

К вредным привычкам можно отнести следующие дурные наклонности и вредные действия:

  • алкоголизм;
  • курение табака;
  • наркомания, злоупотребление наркотиками и будоражащими мозг веществами, в том числе, и сильными фармацевтическими препаратами, и другими вредными для здоровья химическими реагентами и препаратами, как то пары бензина и т.п.;
  • навязчивая игровая зависимость, шулерство или по-научному «лудомания»;
  • навязчивая магазинная зависимость, или «ониомания» (популярный бестолковый шопинг, желание бесполезных покупок, потратиться ради развлечения, чтобы себя потешить и утолить скуку и духовный голод)
  • растранжиривание денег впустую, сорительство деньгами, необдуманные траты на престиж, ради молодости, удовольствий, развлечений
  • обжорство, или чревоугодие

С точки зрения врача-психиатра, вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками и дурным тоном существуют просто «неполезные» действия, которые нельзя рассматривать однозначно как болезнь, но которые, тем не менее, возникают из-за неуравновешенности нервной системы.

К «неполезным» действиям можно отнести такие как:

  • грызть ногти;
  • ковырять в носу или в ушах;
  • грызть карандаш или ручку во время работы, письма;
  • мотать ногой во время разговора или проявлять нервозность, лишние необузданные движения;
  • теребить одежду собеседника, указывать на него пальцем, плевать на улице себе под ноги и т.д.

Откуда же появляются вредные привычки?

Любое неполезное действие, например, такое как выпивка, может вызвать склонность к алкоголизму и, в конце концов, перерасти в болезнь, если это действие будет повторяться из раза в раз и закрепится на подсознательном уровне условно как «приятное». В этом случае, закрепившись подсознательно, привычка может вызвать генетические изменения и перерасти в патологию, например, даже изменить код ДНК. Такая генетическая зависимость формируется рядом последовательных уступок вредной наклонности и «свободолюбивых» действий, которые оформляют внутренний мир воплощенного человека, влияя не только внешне, но и внутренне, тем самым очень часто обезображивая как лицо, так и душу и влияя, тем самым, на тонкие структуры организма на внутриклеточном уровне. В Йоге и восточной философии буддизма это называется законом Кармы — законом воздаяния, причины и следствий. Причина, в данном случае, кроется в проступке, являясь проявлением свободы воли, присущей каждому человеку изначально по праву его божественного происхождения, но следствие проступка — это наказание за грех. Не надо думать, что безответственность повзрослевших детей избежит этого — наказан будет дух в будущем воплощении уродствами и плохими условиями жизни, если не стыдом перед будущими потомками. Платить все равно придется! Но чтобы вернуться к здоровой жизни, необходим целый ряд таких же последовательных усилий в одолении вредной тяги или пристрастия, усилий, которые не могут быть осуществлены без работы над собой.

Привыкание к вредному происходит незаметно, постепенно, раз от разу, когда человек в течение продолжительного времени совершает ряд уступок ветхому человеку в себе или окружающим. При этом формируется тяга к привычному необдуманному действию.

Болезненное пристрастие возникает, когда у человека нет психологической защиты от вредного влияния, когда вначале он считает вредную привычку «обычным» действием, из чего после нередко формируется ее «привлекательность». Такой человек считает вредную склонность само собой разумеющимся действием, вживается в образ греха, не представляя иногда, что есть люди, которые свободны от этого и не приемлют такого рода отношений с обществом. Ведь вредные привычки формируются под влиянием дурного общества и разлагающейся морали и нравственности. Ни один младенец не имеет в себе вредных инстинктов, они ему навязываются плохим воспитанием и соответствующим дурно воспитанным обществом.

Иногда врачи утверждают, что на закрепление вредной привычки влияет наследственность, но кто из западных психиатров может объяснить закон Космоса — Закон Будды? Конечно, важно, что ребенок видит с первых дней своей жизни, в какую семью или среду он попадает. Пример отца и матери, или старших в семье накладывает неизгладимое впечатление на молодое неокрепшее сознание. Но в этом случае речь идет о воспитании и его роли в становлении человека. И последующая взрослая сознательная жизнь может круто изменить весь уклад такой семьи, когда самостоятельный ребенок уже осознано выбирает здоровый образ жизни.

Но существует еще понятие не только Кармы, но и сочетаний Сканд в буддизме, которые говорят о том, что человек несет на себе следствие своих прежних жизненных поступков в прошлом воплощении. Бывает, что ни отец, ни мать не повинны во вредном пристрастии человека, а он следует своим прежним мыслям и наклонностям. Можем ли мы в этом случае говорить о наследственности, если в роду не было страдающих подобными зависимостями? Наверняка, наследственность тут не причём. Карма и предрасположенность самого человека создают благоприятные условия для развития вредного пристрастия и, в конечном итоге, болезни. Но и в этом случае человеку дано право выбора, и он может изменить свою жизнь к лучшему.

Как бороться с вредными привычками? Об этом разговор особый...

Йога — это путь!

Дата публикации 17 октября 2012 г.