Карма йога. Буддизм, путь Санкхьи, санкхья, упражнения йоги

Колесо Дхармы

Карма йога. Буддизм, путь Санкхьи, санкхья, упражнения йоги

 

На картинке статуэтки за плечами Будды находится Колесо Закона, или Колесо Дхармы
 

Карма йога – это путь следования дхарме жизни, или космическому закону жизни, который управляет очередным воплощением индивидуальности. Символом Карма йоги является Колесо Закона, которое совершает вращение на протяжении всей жизни человека.

Карма йога описана и запечатлена подвигом жизни таких великих Светочей человечества как Будда Готама и Шри Кришна. Благословенный Кришна преподносит учение о йоге в беседе со своим учеником Арджуной. Он говорит: «Йога есть искусство в действиях» [Бхагавад Гита, Глава 2, 50]. Когда Готама Будда принял высочайшее, возможное на земле посвящение, он вышел на подвиг действия и решил принести миру плоды своего труда – просвещение невежественных и угнетенных народных масс. Его путь был путем следования Закону, и так проявился символ – Колесо Будды. Он прошел по земле, исполняя этот Космический Закон. Его поступь была тверда, а его действие было искусством. Это еще раз говорит о том, что высшее предназначение человека, высшая воля воплощается в полной мере в лучших представителях рода человеческого. Подавая пример простым людям, великие стремятся выполнить свою миссию безупречно.

Карма йога есть искусство в действиях. Человечество охвачено деятельностью. Человек не может отрешиться от действия. Даже отшельник действует, но мыслью. Так все живущее беспомощно влечется к действию. Потому что в непрестанном действии сам Брахман. Но искусство действия знакомо далеко не каждому. Как правильно действовать, не зарождая новую карму и искупая старую карму? Сейчас даже невежественные хатха-йоги толкуют о том, что хорошо искупить карму. Но такие, например, как Вадим Запорожцев, строят иллюзии, якобы концентрация «на кругах Крийи – чакрах», энергетических центрах, и физические упражнения могут подвинуть практикующих к очищению кармы. Это значит, что они вовсе не разбираются в том, что такое карма и что такое кармические законы.

Как толкует об очищении кармы сам Господь Кришна? Во-первых, карма рождается от греха. Вот что говорит Благословенный в Песне Господней (Бхагавад Гите):

9. Мир скован действием, если оно совершается не ради жертвы <…>

13. Те, кто заботятся о пище исключительно для себя, питаются грехом. [Из Главы 3, Йога действия].

Речь здесь идет не столько о продуктах питания, сколько о том, что достается человеку от его трудов. «Пища» эта может быть также и компьютером, и автомобилем, и одеждой, и т.д. Речь здесь идет об эгоизме и самости, которая собирает для себя, для своего собственного благополучия, удовольствия и достатка. Такая деятельность в корне своем пристрастна к плодам своего труда. Напротив, жертвуя для ближнего, работая ради помощи ближнему, оставляя себе только малую часть для поддержания своих сил, йог освобождается от последствий причин, и поэтому он не связан, свободен от греха. Это одно из условий очищения кармы. Вы можете прочитать об этом подробней сами в Бхагавад Гите, Главы 2 и 3 – «Йога путем Санкхии» и «Йога действия».

Еще одним важным моментом в искуплении кармы является следующее. Человек должен в совершенстве владеть собой, то есть не поддаваться призрачному влиянию своих эмоций и чувств. Когда желания теряют былую силу, отступает вожделение и уравновешивается астральный проводник, а вместе с ним успокаивается и ум – а это есть одно из первых условий достижения ступени Пратьяхара – то, значит, человек готов к концентрации и медитации.

66. Нет Чистого Разума для невладеющего собой, и нет для него медитации; без медитации нет мира, а без мира возможно ли счастье?

[Из Главы 2, Йога путем Санкхии]

Почему так настаивается, что человек должен быть свободен от неуравновешенных качаний эмоций астрала? Потому что за беспокойством и эмоциональной неуравновешенностью нельзя разглядеть и почувствовать высшую природу, как на поверхности неспокойного озера нельзя разглядеть отражение блистающих вершин. Луч высшего сознания проникает тогда, когда низшая природа спокойна и уравновешенна. В противном случае человек живет астральными эмоциями. А эмоции увлекают его то в одну крайность, то в другую. И это в свою очередь ведет к неуемным желаниям и заблуждениям, вследствие чего человек ошибается и грешит. А таковые причины порождают карму, которая требует последующего искупления. Следовательно, надо научиться владеть собой. К чему и призывает нас Шри Кришна.

Вкупе с этими условиями есть и третье, которое показывает нам искусство Карма йоги. И условие немаловажное. Это выполнение своего долга перед близкими людьми и всеми, с кем связывает нас жизнь. Это есть искусство выполнения своей дхармы. Искусство это в отдаче самого себя ближним, а для великого человека – народу. Когда, поднимаясь над миром суеты и обыденности, герой забывает про себя, служа человечеству, то он выполняет свою дхарму и должен отдать всего себя до капли. Этому учил Иисус Христос из Назарета, так он положил пример и вывел закон «Руками и ногами человеческими» достигнете ступеней Храма. А храм в каждом человеческом сердце, и сам человек – это храм Божий. Путь через себя. Только победив себя, спасетесь.

То есть путь Карма йоги, как мы уже догадались, это путь искусства отдачи самого себя на пользу ближнего, это путь самоотречения, в результате чего достигается искупление кармы, то есть погашение старых причин в следствии и не зарождение новых. Этим путем достигается освобождение от колеса перевоплощений, и проповедь Будды Готамы говорит об этом же Законе, который этот Просветленный исчерпал на себе, перейдя в Нирвану. Будда говорил, что рождение рождает тысячу причин страдания как неудовлетворенные желания, горе, болезни, старость и смерть. И чтобы избавиться от этих причин мы должны практиковать Карма йогу, колесо которой постепенно приведет нас к исчерпанию причин рождения в этом многострадальном мире. Но о практике йоги уже говорил Шри Кришна, наставляя своего верного ученика на праведный бой. Жизнь – это поле битвы. Человек должен бороться за утверждение своего сознания, бороться с немощами и болью. Поэтому наставления этого Учителя не потускнели даже спустя пять тысячелетий.