Яма - это первая ступень классической Йоги, которая была систематизирована и записана мудрецом и йогом Патанджали как восьмиступенчатая йога.

Придают значение этой дисциплине и в Раджа йоге, считая ступень Яма необходимой ступенью практики. В Раджа и Агни йоге ступень Яма ярко выражена и имеет важное значение для успеха всей последующей практики. В других направлениях йоги таких, например, как Бхакти или Джнани, эта ступень не акцентируется, но подразумевается органично вплетенной в дисциплину.

Яма на санскрите означает "смерть". Яма в индусском Пантеоне это бог смерти. Почему дисциплина йоги начинается именно с этой ступени?

Ступень Яма - это смерть ветхого человека с его страстями и желаниями. Неофит - начинающий ученик - умирает для внешнего мира, чтобы родиться в духе. Ступень Яма это краеугольный камень основания всей последующей практики Йоги как духовной дисциплины. Йога это духовная практика, ибо она взыскует совершенства человека, а человек - это сознание и разум, и только потом тело. Совершенный человек - божественен и духовен, а Йога, ведущая к этой цели, не может не быть дисциплиной духа, как практикой концентрации на центре средоточия сознания человека.

Именно на ступени Яма меняется ориентация человека - внешние устремления заменяются внутренними установками. Рабство желаний сменяется отречением от мирских утех. Внутренний человек рождается для Йоги, и первой дисциплиной является дисциплина характера.

Яма - это смерть желаний. Вивекананда трактует эту ступень как "непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и неприятие каких бы то ни было подарков" [Лекция Раджа йога, Первые шаги, Свами Вивекананда, "Философия Йоги", Магнитогорск, "Амрита", 1992]. В его трактовке эта ступень прослеживается как самоотречение, что по сути и есть смерть желаний и принятие внутренней установки служения миру, становясь альтруистом. Такая позиция вытекает из глубокого анализа качеств, требуемых для становления и укрепления на этой ступени йоги, которые приводит Свами. Самоотречение - это смерть эгоизма, свойственного мирскому человеку, и рождение духовного подвига, самоотречение - это пища дваждырожденных.

Умереть для мира, чтобы родиться духовно - основа каждой духовной дисциплины, которой является и Йога. Именно поэтому начало Йоги - смерть, или Яма. Пройти через врата смерти, чтобы воскреснуть в духе, на этом строится превосходство дваждырожденных, которые были духовными "аристократами" древней Индии.

Акцент внимания смещается с внешнего на внутреннего человека на этой ступени. Если прежде человек потакал своим слабостям и прихотям, то теперь, с началом практики Йоги, он стремится сосредоточиться на укреплении необходимых для духовного пути качеств характера. Он старается укоренить в себе положительное и изжить отрицательное, ведя борьбу единым началом духа. Ему запрещается испытывать себя упражнениями столпника и ударяться в крайности аскетизма. Не выходя из мира, он должен отречься от его призрачных увлечений. В этом заключается успех прохождения первой, начальной ступени Йоги, без которой не возможно познать радость самоусовершенствования.

Богатство и мирская слава - искушения для стоящего на духовном пути - свойственны внешнему миру. Иисус сказал: "Не можете служить Богу и мамоне". Устремление к Богу и совершенству подразумевает концентрацию на внутренней духовной стороне человеческой природы, которая выражается непосредственно в следствиях как божественные дуновения во внешнем мире.

Дата публикации  26 мая 2010